Всемирный экономический форум, который периодически собирает топовых предпринимателей мира, в своем отчете «Future of Jobs» бьет тревогу: исследование 2018 года спрогнозировало исчезновение 75000000 рабочих мест до 2025 года.
При этом появится 130000000 новых. Сферу трудоустройства ожидает ощутимый переворот. О том, какие профессии будут актуальны в ближайшем будущем и что развивать, чтобы не остаться без работы, в нашей статье.
Что изменится в мире профессий
Очень много человеческой деятельности в ближайшее время можно будет заменить машинами. Искусственный интеллект будет выполнять работу точно, качественно и без ошибок, как это бывает из-за «человеческого фактора». Если сейчас соотношение труда роботов и людей - 30/70%, к 2025 году ожидается 48/52% соответственно.
Но у людей в любом случае будет работа. Нужными, в частности, будут:
- Представители творческих профессий – креативные, способные что-то создавать, придумывать: музыканты, актеры, видеооператоры, монтажеры и тому подобное.
- ИТ-специалисты, ориентированные на искусственный интеллект. Если сейчас кажется, что все ИТ-шники будут востребованы, то на деле, например, системных администраторов нужно будет все меньше.
- Ученые и исследователи. Ведь чем больше мы знаем о мире, тем больше имеем контроля за нашим будущим. Так было всегда.
- Медики – эту специальность сложно передать машинам, ведь есть еще фактор эмпатии и ухода за больными.
- Лидеры и предприниматели – люди, умеющие организовывать других. Здесь просто необходимо присутствие «живых» эмоций и ценностей.
В информационную эпоху человеку нужно повышать или менять квалификацию не менее трех раз в жизни
Если в прошлом веке можно было один раз освоить престижную профессию и жить безбедно до конца своих дней, теперь не существует профессий, для которых не нужно было бы учиться постоянно. Это на собственном примере доказывают Дания, Швейцария, Швеция и Финляндия. В этих странах 30% населения учатся на протяжении всей своей жизни («Life Long Learning»). Для того, чтобы не снижалась заработная плата, и чтобы оставаться специалистами, они постоянно повышают свою квалификацию.
Знания постоянно дополняются, развиваются и к этому нужно привыкать. Наша классическая система обучения не то, что неэффективна, а драматически неэффективна: на 5 лет детей изолируют от практики и учат теории, на момент выпуска она оказывается уже устаревшей. Гораздо эффективнее постоянно проходить курсы повышения квалификации, сочетая их с практикой. Вспомните «Алису в зазеркалье»: чтобы остаться на месте, надо быстро бежать, а, чтобы куда-то попасть, надо очень быстро бежать.
Но из каждого правила есть исключения. Например, медиком нельзя идти работать без высшего образования. Инженеру-физику тоже без высшего образования в профессии делать нечего. Есть знания, которые самому постичь невозможно и нужно, чтобы рядом были компетентные специалисты.
А вот в сфере программирования или маркетинга у «самоучки» гораздо больше шансов, потому что наша система образования не дает нужных навыков и квалификации. ИТ-специалисты даже на Гарвард жалуются, потому что программа заметно отстает! Существуют официальные ИТ-курсы от Google и Facebook например. Некоторые из них можно пройти бесплатно, другие – платно, получить актуальные знания и шанс трудоустройства: лучшим ученикам часто предлагают остаться в компании.
Большинство ВУЗовских программ вскоре не смогут применяться в реальной жизни
Кен Робинсон – один из топовых преподавателей мира – заметил, что школа сейчас не дает необходимых жизненных навыков и не рассматривает весь потенциал ребенка. Например, если ученик – крутой фотограф или оператор, школа этого не заметит, ведь ребенок, отстающий по математике, биологии и истории, по стандартам системы - бездарен.
Школьная программа постсоветских стран и США «заточена» на создание заводов, технологий для вооруженного противостояния. Это тесно связано с «холодной войной». В то время, когда Европа, Южная Корея и Япония ушли вперед, наше образование не отражает реальных потребностей. Сейчас важно замечать таланты ребенка комплексно, с разных сторон.
Кроме того, школа плохо социализирует детей, несмотря на то, что они постоянно находятся в коллективе. Особенно это касается отличников. Их максимально «забивают» школьными предметами, что не является эффективным, ведь нет в мире профессии, которая требовала бы знания всех предметов.
Пока отличник с утра до ночи готовится к олимпиадам, зубрит предметы и заставляет себя понять то, склонность к чему меньше всего, троечники получают необходимые навыки: рвут и продают яблоки – предпринимательская деятельность, договариваются о чем-то со сверстниками – коммуникация и тому подобное. Пообщайтесь с политиками и предпринимателями и отметьте для себя, сколько среди них отличников.
Образование – это не плохо, но к нему нужно добавить еще какие-то определенные навыки. Риторика, финансовая грамотность, тайм-менеджмент, критическое мышление, медиаграмотность - этого в школе не преподают, а надо бы. На этих навыках строятся профессии будущего. От того, овладеет ими ребенок, или нет, будет зависеть, будет ли у него профессия.
Почему в Украине так мало людей работает по профессии?
Только на практике можно увидеть, к чему у ребенка на самом деле склонности. Например, если ребенок хочет стать фотографом, надо идти на фотокурсы. Если на практике он будет получать от этого удовольствие, то самостоятельно найдет информации даже больше, чем расскажет преподаватель, и это будет заметно.
За такие возможности необходимо «хвататься», ведь это поможет профориентации гораздо больше, чем заядлые речи всех представителей высших учебных заведений. Чем раньше ребенок опробует желанную профессию, тем лучше определит для себя: хочет он дальше развиваться в выбранном направлении или нет. Потому что после завершения учебного заведения и пяти потерянных лет это сделать гораздо сложнее.
Сама система высшего образования проводит свои инициативы вынужденно. Часто преподаватели проходят магистратуру, затем – аспирантуру, продолжают получать научную степень и ни дня не касаются своей профессии на практике. А только практик может рассказать о «подводных течениях» профессии.
В Украине – уникальная ситуация: у нас много энтузиастов. В некоторых школах введен факультатив «Критическое мышление», понемногу вводят «Финансовую грамотность». Но самая большая проблема в том, что, когда эти предметы введут на официальном уровне, финансовую грамотность передадут, например, учителю экономики, который, опять же, ни одного дня на практике с ней не сталкивался.
Какие навыки необходимы человеку будущего
- Креативность – умение нестандартно мыслить и создавать что-то новое. Ведь, с вычислением, запоминанием и воспроизводством машины справляются идеально.
- Коммуникабельность – умение строить связи. Бывают мегаталантливые люди, просто гении, но о них никто не знает. Умение создать команду, объяснить свои преимущества, договориться – очень важно.
- Критическое мышление. В Китае этот предмет дети изучают с третьего класса. Сейчас люди недооценивают, насколько, с помощью потока информации, можно ими манипулировать. В будущем те, кто сможет отличить правдивую информацию от ложной, будут иметь огромное преимущество над другими. Лет через пять это будет очень очевидно. В нашу дезинформационную эпоху уметь критически мыслить – это как несколько веков назад быть грамотным: делает тебя автоматически крутым.
- Гибкость в обучении – умение повышать свою компетенцию как мозаику. Дополнять свое обучение элементами – за этим будущее. Человек, который сможет выстроить свою квалификацию, будет иметь преимущество.
- Лидерские и предпринимательские навыки – умение организовать производство, создать новую технологию, выстроить работу с людьми.
Гораздо важнее уметь найти информацию, чем, скажем, ее запомнить и постоянно воспроизводить. Когда Эйнштейна в одном из интервью спросили, как он запоминает сложные физические формулы, тот ответил: «Зачем? У меня есть блокнот. Образование – это не заучивание фактов, а тренировки мозга». Образование должно оживить ум и интеллект ребенка.
Сейчас стоит сосредоточиться на тех аспектах человеческой личности, которые превосходят искусственный интеллект. В том, что искусственный интеллект умеет делать так много вещей, на самом деле, нет ничего страшного. Стиральные машины превзошли нас в стирке, поэтому нас не должно пугать, что со временем искусственный интеллект превзойдет нас в обработке информации. Просто надо научиться пользоваться возможностями, которые для нас открылись.
«Лайфхак» для достижения успеха
- Выпускникам стоит попробовать себя в неформальном образовании, но сразу необходимо проверять свои навыки практикой. Например, после прохождения курса попробуйте заработать на своих знаниях. Только после того продолжайте двигаться.
- Не нужно постоянно накапливать знания и стесняться слова «заработок». Ваш доход – это показатель полезности для общества. Более того, пока вы накапливаете новые знания, предыдущие могут устареть. Есть люди, которые таким образом заперлись в цикл: они считают, что им постоянно не хватает каких-то знаний, поэтому постоянно учатся и ничего не начинают.
- Через фриланс пробуйте себя в разных сферах. Попробовав себя в двух-трех направлениях, мозг сам определит, что больше любит делать. Этот процесс происходит быстро, его не надо бояться.
- Начинайте всегда с TED. С бесплатного старта это – лучшее, что может быть.
- Если вы только поступили в вуз, постарайтесь как можно быстрее устроиться на работу. Между выпускником с перфектным дипломом и его ровесником без диплома, но пятью годами практики работодатель, как правило, выберет последнего.
- В какой-то мере это звучит жестоко, но есть такая штука как конкуренция. Важно получить хоть какой-то опыт. Даже месяц в «McDonalds» даст понимание о том, как происходит вообще работа и как строить отношения с начальством, коллегами, клиентами – из этого можно сделать много качественных выводов.
- Опыт работы, полученный параллельно с высшим образованием, очень поможет в жизни. Это истощает, но вы точно будете знать, чего хотите, и будете развиваться быстрее, чем сверстники, станете сильнее и сможете как специалист реализовать себя в своей сфере. Появится больше возможностей.
- Находитесь в «тусовках» практикующих специалистов.